План-конспект открытого урока

План-конспект открытого урока по теме

«Симметрия и асимметрия. Равновесие».

(Урок композиции в 1м классе художественной школы)

 

Паскаль Елена Владимировна

преподаватель художественной школы

 

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Обучающие:

- дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве;

- учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;

- закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы (выполнение упражнения на симметрию).

2. Развивающие:

- содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;

- развитие наблюдательности;

- активизация творческого воображения.

3. Воспитывающие:

- воспитание внимания на уроке;

- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения упражнений;

- воспитание экономности и бережливости при  использовании бумаги, экологическое воспитание;

- воспитание самостоятельности и ответственности.

Задачи:

- выполнить ряд упражнений на симметрию и асимметрию на фланелеграфе;

- выполнить самостоятельную композицию в технике аппликации из цветной бумаги на асимметрию;

- закончить одно из начатых упражнений на симметрию дома самостоятельно.

Оборудование и материалы к уроку для учителя.

1. Фланелеграф и элементы для составления композиции.

2. Методическое пособие «Симметрия и асимметрия в природе и искусстве».

3. Детские и студенческие работы по данной теме.

4. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, картон, простой карандаш.

5. Акварель, палитра, кисть, банка с водой, бумага формата А.4.

Материалы для учащихся.

1. Бумага белаяА.4, акварель, кисти, банка с водой.

2. Цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш.

 План урока.

1. Оргмомент (2 мин.).

2. Объявление темы урока (2 мин.).

3. Акцентирование внимания на целях и задачах урока (6 мин.).

4. Беседа о симметрии и асимметрии в природе и  искусстве(с использованием методического пособия).Закрепление понятий статики и динамики (5 мин.).

5. Выполнение упражнения на фланелеграфе на понятие симметрии и асимметрии (5 мин.).

6. Выполнение двухсторонней монотипии путем складывания листа бумаги (с завершением дома) (10 мин.).

7. Рассказ о фирме Эрмес и платках-каре (5 мин.).

8. Инструктаж по выполнению декоративной асимметричной композиции в квадрате в технике аппликации (7 мин.).

9. Самостоятельная работа учащихся - выполнение асимметричной композиции в квадрате с условием сохранения равновесия в работе (20 мин.).

10. Выставка работ учащихся, анализ работ.

11. Повторение и закрепление понятий «симметрии и асимметрии» (2 мин.).

12. Подведение итогов урока (2 мин.).

13. Задание на дом (1 мин.).

Ход урока.

1. Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.

2. Объявить тему урока, подчеркнуть ее связь с предыдущей темой динамики и статики.

3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся за 2 урока, какие знания получить.

4. Беседа о симметрии и асимметрии в природе и искусстве.

Симметрия и асимметрия встречаются в нашей жизни, в природе, в искусстве постоянно, это понятия универсальные. Симметрия-это  соразмеренность, порядок, гармония.

Вопрос к классу:

- Мы уже касались понятий симметрии и асимметрии на уроках рисунка, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура?

Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в музыке, поэзии, архитектуре.

Симметрия в широком смысле - это неизменность каких-либо преобразований. Так, двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.

Приводим примеры симметрии в природе и искусстве (учащиеся).

Асимметрия - это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность.

В природе симметричны кристаллы, формы человека, животных, это помогает им держать равновесие при движении, быть жизнестойкими, рационально использовать энергию. Асимметрия также широко распространена в мире. Например, внутренние органы человека расположены асимметрично. Молекулы ДНК тоже асимметричны. Их спираль всегда закручена вправо. В неживой природе молекулы, в основном, симметричны, а вот в органических веществах ярко выражена асимметрия.

В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия  и наоборот.

Но строго говоря, нет ничего абсолютно симметричного; если мы будем что-то рассматривать в природе, в человеке, то мы увидим незначительные отклонения одной из сторон от центральной  оси ( в лице человека например, всегда есть отклонения). А в искусстве принцип симметрии применяется тоже с отклонениями, добавлениями, изменениями насыщенности элементов композиции. В природе случаи идеальной симметрии  практически единичны, а вот в архитектуре, технике, предметах быта их очень много (храмы древней Греции).

Вопрос:

- Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности).

Вопрос к классу:

- А какое впечатление оставляет асимметричная композиция? ( Ощущение движения, беспокойства).

Художники в асимметричной композиции располагают объекты самым разным способом, в зависимости от сюжета и замысла. И правая и левая  части могут быть как уравновешены так и неуравновешенны. Достигнуть равновесия можно с помощью весового соотношения крупной и нескольких мелких или средних частей, вертикальных и горизонтальных линий.

Еще раз закрепим понятия:

- С помощью какого понятия в композиции можно передать движение, динамику? (асимметрия)

- С помощью чего можно передать ощущение статики, спокойствия? (симметрия).

5. Сейчас мы выполним упражнение на симметрию.

На доске стоит фланелеграф и лежат элементы, из которых будут составлять композицию. Дети, используя геометрические элементы, создают симметричные композиции, а после этого асимметричные композиции, но уравновешенные.

6. После этого дается задание на развитие творческого воображения.

Берем лист белой бумаги А.4, акварель. На одной стороне листа наносим  произвольные акварельные пятна. Затем перегибаем лист пополам и проводим ладонью по листу так, чтобы получился отпечаток на второй стороне листа. Линия сгиба – ось симметрии. На второй стороне получается  похожий отпечаток (пример симметрии). Дети должны посмотреть на получившийся отпечаток и пофантазировать, дополнить  изображение, а затем дорисовать  свою композицию дома черным фломастером или гелиевой ручкой.

rusunok-no1_0.jpg  rusunok-no2_0.jpg
rusunok-no3_0.jpg rusunok-no4_0.jpg

rusunok-no5_0.jpg rusunok-no6_0.jpg

7. До сих пор мы  выполняли упражнения на симметрию, а теперь посмотрим на примеры асимметричных композиций в декоративно-прикладном искусстве.
Перед вами изображения платков-каре всемирно известной фирмы Эрмес. Легендарные платки Эрмес пользуются спросом во всем мире,  мире высокой моды. Здесь производят изделия из кожи, парфюмерию, одежду, аксессуары, в т. ч., платки- каре. Семейство протестантов Эрме, родом из Германии, осело во  Франции в 1828 г. Основателем Эрмес стал один из сыновей- Тьерри Эрме. Сначала это была шорная мастерская, потом стали производить сумки и платки. Этой семейной фирме уже 170 лет.
Платки производятся из шелка,90 на 90 см. Когда ткань готова, она расписывается вручную профессиональными художниками Эрмес. Каждый год выпускаются две модные коллекции таких платков. Продажи возрастают ежегодно. В праздничные дни каждые 20 сек продается по  платку. 1 платок стоит 300 евро.Многие знаменитости являются поклонниками платков Эрмес: королева Елизавета, Кайли Минок, Сара  Джессика Паркер, Хилари Клинтон, Мадонна. Все  они замечены с платками Эрмес.

8.Инструктаж.

Дети, вы сегодня побудете в роли художников текстиля. Придумаете и создадите эскиз платка  (квадрат 20 на 20 см) с помощью бумаги в технике аппликации. Ваша композиция должна быть асимметричной, но уравновешенной.

Посмотрим примеры таких композиций в квадрате (работы студентки текстильного университета). Разберем композиции на предмет уравновешенности (как уравновешивается композиция с помощью пятна, линии).

Последовательность выполнения композиции:

1) Вырезать квадрат 20 на 20 см, сложить на уголок.

2) Вырезать второй квадрат 17 на 17 см.

3) Наклеить меньший квадрат на больший, чтобы получились поля другого цвета.

4) Продумать и вырезать элементы композиции. Желательно, чтобы был один крупный элемент, 2-3 средних и несколько мелких. (Трехчастность композиции).

5) Лучше всего выполнить композицию  используя две пары дополнительных цветов.

- Какие цвета называются дополнительными? (Примеры).

6) Раскладываем вырезанные элементы на поле, чтобы было равновесие зрительное. Не приклеиваем элементы. Учитель подходит к каждому ученику и помогает правильно расположить элементы. Только после этого можно приклеить детали.

9.Самостоятельная работа учащихся над композицией. Учитель помогает индивидуально каждому ученику.

10.После завершения работ учащиеся раскладывают выполненные работы на полу. Проводим анализ работ. Говорим об удавшихся  моментах композиций и ошибках, что удалось, а что не совсем получилось в работах.

 rusunok-no7_0.jpg rusunok-no8_0.jpg rusunok-no9_0.jpgrusunok-no10_0.jpg

11.Еще раз повторяем:
-Что такое симметрия, и какие чувства она вызывает?;
-Что такое асимметрия, и какие ощущения она вызывает у зрителей?

12.Итак, мы изучили сегодня понятия симметрии и асимметрии и попробовали эти понятия применить в собственных композициях. Вспомним, что с этими понятиями тесно связаны динамика и статика, равновесие. Увидели, что в природе и в искусстве часто встречаются эти понятия.

13. Задание на дом: завершить, дорисовать акварельную монотипию дома черным фломастером или черной гелиевой ручкой (может быть выполнена неидеальная симметрия).

rusunok-no11_0.jpg